Но калмыцкое УГИБДД будет месяц изучать трехминутный ролик, чтобы дать правовую оценку

В минувший четверг в сети Интернет появилось видео, где водитель грузового автомобиля, ехавшего по трассе по своей полосе, встретил препятствие в виде пассажирского автобуса «Транс-Тур Элиста», двигавшегося ему навстречу. На видео есть дата, правда, понять, какое число, можно только аналитически – люди на дорогу выходят в шортах и майках, поэтому мы предположили, что это десятое июля, нежели седьмое октября (2018/07/10). Суть в том, что водитель грузовика, выйдя из машины, начинает втолковывать водителю калмыцкого автобуса, что тот не имеет права ездить таким образом, потому что везет пассажиров.


На следующий день «КС» направила официальный запрос в Калмыцкое управление ГИБДД, полковнику Владимиру Раеву, начальнику отдела Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по РК, с просьбой дать оценку видеозаписи. Редакция также просила предоставить информационную справку (за 2017, 2018 годы, а также за любой отчетный период в последние десять лет) о нарушениях правил дорожного движения со стороны водителей автобусов, принадлежащих компаниям, осуществляющим междугородние пассажирские перевозки из Элисты и в Элисту, в том числе о тех случаях, когда несоблюдение ПДД привело к дорожно-транспортным происшествиям. Видео и ссылку на ролик тоже отправили.
Чтобы хоть немного ускорить процесс (ответ надо ждать в течение месяца), мы несколько раз созванивались с руководителем пресс-службы УГИБДД Калмыкии. По словам Василия Кекеева, на видео не видно, что водитель автобуса делал: стоял, выехал или завершал обгонный маневр, что разметкой не запрещено. Также он пояснил, что этот инцидент произошел явно не на территории Калмыкии, и правоохранители не могут судить об этом, так как территориально это не в их ответственности. Дальше этого дело не пошло, как сказал Кекеев, «мы люди в погонах, правовую оценку сможем дать только, когда досконально изучим видео», и повторил это три раза.
Мы пытались связаться с исполняющим обязанности начальника калмыцкого отдела Галимджаном Нурнахамбетовым. Безуспешно. Республиканские «гаишники» на контакт с официальными СМИ почему-то не идут. Наш запрос, правда, принят, «отписан в батальон ДПС».
Позвонили мы вчера и в компанию «Транс-Тур». Заместитель генерального директора Василий Петрович (фамилию называть отказался) пояснил, что по поводу этого видео уже было совещание с участием того водителя, представителей ГИБДД республики.
Со слов водителя, сказал замгендиректора, выяснилось, что видео снято на территории Волгоградской области. Водитель пытался объехать пробку, образовавшуюся на светофоре, стоявшем на месте ремонтных работ. Хоть заместитель гендиректора фирмы и не оправдывал водителя, понятно, что он был на стороне своего работника. Да, водитель пересекал пунктирную линию, разрешающую обгон, возможно, завершал маневр. Но если впереди светофор на месте ремонтных работ, то даже «легковушки» стараются ждать своей очереди, а тут целый автобус. Возникают вопросы к водителю автобуса, куда он так торопился, что на ровном месте создал аварийную ситуацию?
Как тут не вспомнить аварию полуторагодичной давности, когда автобус все того же «Транс-Тура» врезался в грузовик. Столкновение произошло в Рязанской области, тогда погибли два человека, пострадал 31 пассажир, в их числе восемь детей. Поэтому, когда слышишь про какое-нибудь происшествие с участием автобуса, в первую очередь, волнуешься за пассажиров, тем более, за наших соотечественников. А их в этом недавнем видео, наверняка, было не меньше тридцати.
Кстати, об автобусах. Чтобы получить права с категорией «D», разрешающей водить пассажирский автобус, ничего сложного нет, но нужно учесть ряд требований. Стаж в категории (В или С) должен быть минимум три года, иначе вас не допустят к обучению.
Учат два-три месяца, у каждой школы свой подход. Однако те же знаки (теоретический экзамен) и вождение, та же площадка и город. Правда, не все автошколы Элисты обучают на категорию «D».
В калмыцком отделении ДОСААФ России водителей этой категории выпускают. По словам Владимира Ванькаева, председателя регионального отделения, курсантов инструкторы обучают, в первую очередь, неукоснительному выполнению правил дорожного движения, особенно тех, которые занимаются перевозкой пассажиров, «ведь на дороге ты отвечаешь не только за свою жизнь». Как в шутку отметил Ванькаев, в автошколе ДОСААФа применяют правило «трех Д»: «дай дорогу дураку». Кто есть кто на видео, судить вам.
Казалось бы, ситуация не стоит и выеденного яйца. Есть видео, есть беспокойство жителей республики по поводу профессионализма водителей автобусов, осуществляющих межрегиональные пассажирские перевозки, есть запрос официального издания. Нет оперативной реакции «стражей дорог». Совещание провели в рабочем порядке. Где выводы, оценка ситуации, которая напрямую касается каждого из нас?
Еще есть тревожная статистика: в 2017 году водители автобусов были признаны виновными в 5,6 тысячи дорожных происшествий. Это, кстати, на 5,9 процента больше, чем в 2016 году. Не «звоночек» ли это сотрудникам правоохранительных органов? Остается только надеяться, что «гаишники» правильно отреагируют на ситуацию, сумеют в ней разобраться, тем более, что у них впереди есть целый месяц.

Цифра: 41 водитель категории «D» был выпущен в калмыцком ДОСААФе за 53 года обучения.

Александр ЛИДЖИЕВ