«Во всех спектаклях я играла матерей», - с нежностью и затаенной улыбкой признавалась в беседах с журналистами заслуженная артистка КалмАССР Уляш Наркаева. – В работу над образом Огудаловой из «Бесприданницы» Островского я вложила всю свою душу. Дороги моему сердцу роли Нади Бурыгиной в «Моих надеждах» М. Шатрова, Евдокия в «Расплате», Прасковья в «Солдатской вдове» Ампилова и, наконец, Булгун в «Клейменных годах» Владимира Нурова. Этой ролью я как бы подвела итог своей творческой деятельности». Сам автор, народный поэт Калмыкии В. Нуров, сегодня говорит: «Она так органично сыграла роль Булгун, потому что сама с детьми выжила в ссылке. Она была очень достоверна».


Символично, что столетие со дня рождения (20 ноября) старейшей актрисы калмыцкой сцены У. Д. Наркаевой (1918–2006) - она скончалась в 88 лет и до последних дней жила мыслями о театре - пришлось на неделю, когда проводились мероприятия в честь Дня матери. Она стала матерью в двадцать три года, когда была студенткой ГИТИСа. Выпускница первой калмыцкой студии ГИТИСа так сыграла роль Софьи в пьесе «Последние» Максима Горького, создав глубокий, проникновенный образ матери, что педагоги и студийцы не могли сдержать слез. «Скоростные» выпускные экзамены проходили в первые дни Великой Отечественной войны. А потом была депортация, где надо было кормить, сохранять жизнь двух детей, работать на лесоповале в тайге. Она была сильной, гордой, самой талантливой, как говорили ее однокурсники, студенткой того военного выпуска. На профессиональную сцену закончившая ГИТИС с отличием актриса вышла только после возвращения калмыцкого народа из ссылки. И самыми дорогими воспоминаниями для нее были встречи со зрителями, помнившими довоенные постановки: «Мы видели, как зрители воспринимают рождение своего театра. Со слезами на глазах они встречали каждый приезд театра в село».
Одной из первых постановок после восстановления калмыцкого театра был спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Иркутская история» в переводе Лиджи Инджиева. Режиссером был Лев Александров, художником - Дмитрий Сычев, музыкальное оформление было поручено Петру Чонкушову. Уляш Наркаева играла Ларису, продавщицу из продмага. Она играла с вдохновением всего нерастраченного актерского багажа, была занята во всех спектаклях по пьесам А. Балакаева, играла в пьесах «Экин туск частр» и «Случай, достойный удивления» по пьесам Б. Басангова и многих других. А когда она ушла на пенсию, ей снились репетиции, роли, ее дорогие учителя – режиссеры Анатолий Саратов, Иосиф Рыклин, Виталий Шкляр. Ее жизнь – это театр, который стал ее биографией, и, может, когда-нибудь будет написана об этом книга. Остались свидетельства, одна из них - заметка заслуженной артистки РК Алевтины Кикеевой, которая легла в основу этого материала.

Подготовила Зоя НАРАНОВА