День железнодорожника в нашей стране отмечается в первое воскресенье августа. История празднования началась еще в XIX веке - 28 июня 1896 года был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Приурочили дату к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта. В СССР памятный день учредили Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1980 году.


В минувшее воскресенье отмечали свой профессиональный праздник и работники железнодорожной станции «Элиста». Как признались «КС» работники, отмечают они праздник «на работе» – что сейчас, в «иные времена», что в пору расцвета этой отрасли в Калмыкии. Кстати сказать, отмечать 50 лет со дня основания железной дороги Калмыкии будут в 2019 году, так как в октябре 1969 года сдали в эксплуатацию железнодорожный участок Дивное - Элиста. С большим запозданием Калмыкия присоединилась к железным дорогам страны. Хотя еще в 1938 году Совнарком КАССР и обком ВКП (б) обратились к И. В. Сталину с просьбой о вторичном производстве технико-экономических изысканий с таким расчетом, чтобы в 1940 году можно было приступить к строительству железнодорожной ветки Дивное - Элиста. Положительно вопрос о строительстве дороги был решен только в 1940 году. Но Великая Отечественная война, депортация калмыцкого народа разрушили все планы. Лишь в 1965 году по инициативе первого секретаря обкома партии Басана Городовикова было начато строительство, которое длилось четыре года.
Тогда, в 1969 году, для республики открылись дополнительные возможности, мы приведем лишь некоторые цифры. Резкое увеличение грузопотока на станцию Элисты произошло с 1976 по 1990 годы. Если в 1976 году было переработано станцией 1,2 млн. тонн грузов, то в 1990 году – 2,25 млн. тонн всех грузов. Сегодня многие и не помнят о былых масштабах деятельности железнодорожной станции в Элисте. Но все же она работает, и, как сказал «КС» начальник станции Джангар Обушиев, все у них «функционирует». Называется сегодня станция так: «Железнодорожная станция Элиста - Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО «РЖД». Ежедневно здесь принимают поезда с грузом, в основном перевозят щебень, это для ремонтных дорожных работ.
Любовь Качанова – стрелочник, встретила «КС» в оранжевой форме рабочего железной дороги, то есть была на посту. Любовь Ивановна немного рассказала о себе, вспомнила коллег: «Я местная, родилась и выросла в совхозе «40 лет ВЛКСМ» Приютненского района. Специального учебного заведения не заканчивала, но постоянно повышала квалификацию на курсах, так вот, до сих пор, уже 31 год, здесь и работаю. Каждый день принимаю и провожаю поезда, на посту с восьми утра до восьми вечера. Пришла сюда с завода «Одн», тогда здесь работал мой муж, отсюда он и на заслуженный отдых ушел. Было удобно работать посменно, квартиру получили. У нас трое детей, но никто из них не пошел по нашим стопам. Уехали, живут в Москве и Санкт-Петербурге. А было время, когда на станции было много работы и людей много работало, смена в те годы была большой, по несколько человек. Поезда принимали и днем и ночью, не то что сейчас. Но надеемся, что наша железная дорога снова возродится и заработает в полную силу». Вспомнила Любовь Ивановна и время, когда только пришла работать, начальником станции был Геннадий Абушинов, заместителем работала Галина Ханяевна Батаева, замечательный человек. Вспомнила и коллег, которые проработали многие годы дежурными станции вместе с ней, они уже ушли на заслуженный отдых – это Галина Васильевна Бишук,  Петр Дмитриевич Кочергин, Светлана Ивановна Гоголданова. А Тамара Борисовна Басангова, которая около сорока лет  трудится на станции, старейшина коллектива, работает до сих пор.
Я шла по перрону, слушала рассказ Любовь Ивановны и вспоминала время, когда жители республики, в том числе и мы, молодое поколение, мчались на вокзал, чтобы сесть в вагоны поезда и уехать куда-то, куда нас звали молодость, учеба, командировки, любовь и дружба… И сегодня работает касса, где продают билеты в разные концы, но в поезд можно сесть только на станции соседних регионов – и «вагончик тронется» в чужом городе.  Но если сами работники верят в хорошее будущее железнодорожной станции «Элиста», то и я присоединяюсь к ним в этих пожеланиях. Перрон-то остался.

Вера МАНЖУСОВА
Фото автора