Минувшую рабочую неделю Главы Калмыкии с полным правом можно назвать командировочной, как, впрочем, и весь ноябрь, который ознаменовался прежде всего визитом во главе делегации Калмыкии в КНР, участием в работе 35-й сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге в составе официальной российской делегации, 15-го форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, а также многочисленными рабочими встречами в федеральном правительстве. Неделя завершилась довольно-таки «громко» - договоренностями с министром спорта России Павлом Колобковым, конкретизирующими весьма выгодное для Калмыкии соглашение о сотрудничестве с Минспорта РФ, подписанное в начале года. С них и начала в минувшую пятницу интервью с Главой Калмыкии Алексеем Орловым для ГТРК «Калмыкия» руководитель филиала телекомпании Гиляна Гросул.

- Действительно, в феврале текущего года мы подписали соглашение с Минспорта о сотрудничестве. Несколько основных моментов мы заложили как концептуальные на текущий год и на будущий, перспективный, 2019 год. Они уже находятся в стадии реализации. А вот крайняя встреча с министром Павлом Анатольевичем Колобковым была посвящена только одному - мы уже не то чтобы конкретизировали, но и подвели итоги и наметили сроки исполнения тех задач, которые стоят перед регионом и Минспорта РФ на будущий 2019 год. В частности были определены конкретные цифры финансирования в 2019 году. Это строительство шести сельских открытых малых спортплощадок, в общей сложности на 25 миллионов рублей мы будем закупать спортивное технологическое оборудование для наших спортивных учреждений открытого типа, тренажерные комплексы и спортивное оборудование (экипировку) для всех спортивных учреждений, в основном упор делается на детско-юношеские спортшколы. Чуть более 40 млн. руб. - это строительство и модернизация существующих футбольных площадок для ДЮСШ с искусственным покрытием, это легкоатлетические дорожки, беговые дорожки и т.д. Около 10 млн. руб. - это приобретение и установка футбольных полей с искусственным газоном, в основном в сельской местности. Для примера: в ближайшее время, в первом квартале будущего года, это будет сделано для Троицкой ДЮСШ. Около восьми миллионов рублей заложено, они придут к нам в республику на переподготовку, переквалификацию кадров, обучение тренерского педагогического состава для ДЮСШ. Будет приобретен транспорт для перевозки детишек, автобусы свыше восьми мест, мини-автобусы, но не более 25 мест. Это то, что нужно для наших сельских школ, сельских спортсменов, которые могли бы передвигаться по территории Калмыкии, да и за пределы Калмыкии, выезжая на те или иные соревнования в ЮФО или СКФО. Ну и, конечно же, к этой цифре надо добавить основную цифру, 89 миллионов рублей, которые уже поступают к нам в четвертом квартале текущего года и на будущий 2019 год, - на строительство ледовой арены в рамках программы государственно-частного партнерства.
- Вам презентовали проект строительства ледового дворца. Согласно документам, на его возведение уйдет около двух лет. Тем не менее уже сейчас необходимо продумать его функциональность. Предполагается, что с появлением такого объекта в Калмыкии будут развиваться и другие виды спорта, ранее фактически недоступные: хоккей, фигурное катание, коньки, шорт-трек, возможно, следж-хоккей (паралимпийский вид спорта). Как будет решаться вопрос с кадрами? Необходимость возникнет не только в тренерах, но и в специалистах, которые следят за состоянием оборудования и инвентаря.
- Я уже упомянул, что только в 2019 году предполагаются серьезные цифры как раз именно на подготовку кадров. Безусловно, мы уже сейчас думаем об этом и будем готовить для начала небольшое количество тренерско-педагогического состава для школ фигурного катания, для обучения хоккею на профессиональном уровне, соответственно, с методологическим оборудованием, соответствующим программным обеспечением. И кроме этого, в 2020 году, к моменту завершения строительства объекта, на эти цели будут выделяться серьезные средства. Когда объект будет сдан в эксплуатацию как хозрасчетное бюджетное предприятие, которое будет работать с государственной формой собственности, но на хозрасчетной основе, мы очень рассчитываем на то, что львиная доля занятий для детей будет бесплатной; это будут детско-юношеские спортивные школы по хоккею, фигурному катанию, может, какие-то другие виды ледового спорта будут, шорт-треки и прочее-прочее.  Но некоторая часть будет, конечно, работать на коммерческой основе. Массовые занятия вот таким видом досуга, - а я предполагаю, что помимо своей основной функции, спортивной, все ж таки наша ледовая арена будет центром притяжения не только детей, а людей всех возрастов, - массовый спорт, массовые катания, занятия любительские могут привести к тому, что какая-то группа инициативных лиц создаст те же самые хоккейные клубы, и в свободное от работы время за определенную арендную плату занимать ледовую площадку, тем самым приносить средства. То есть в перспективе, уже достаточно близкой, мы видим для себя функционирование этого спортивного предприятия именно на такой основе.  
- На днях подписано соглашение о взаимодействии между Калмыкией и Федеральной антимонопольной службой, в котором определены 35 показателей содействия развитию конкуренции. Можем ли мы подробнее остановиться на нескольких из них, которые, на ваш взгляд, являются ключевыми?
- Давайте вспомним, в апреле текущего года под председательством Президента РФ Владимира Владимировича Путина состоялся Госсовет РФ, который был посвящен вопросам развития конкуренции на экономических рынках страны. В соответствии с решениями госсовета Федеральной антимонопольной службой был разработан 41 ключевой показатель для развития конкуренции страны. Мы в свое время немедленно включились в эту работу и на сегодняшний день в соответствии с нацпланом, который был как раз принят на госсовете, утвердили и согласовали 35 ключевых показателей у себя в Калмыкии. Для нас определяющими являются, во-первых, сфера агропромышленного комплекса, конечно же, социальная сфера, здравоохранение, образование и т.д., ряд других моментов, связанных с новеллами, которые происходят как на федеральном уровне,  так и на региональном. Это цифровизация экономики. Хочу упомянуть, что из 35 показателей, которые согласованы с  Федеральной антимонопольной службой страны, по 23 показателям мы взяли на себя свыше общероссийского уровня. Когда мы работали над этим практически всю весну и начало лета, безусловно, просчитывали возможности, и у нас есть твердая убежденность, что мы так называемую дорожную карту национального плана выполним. У нас на сегодняшний день, я не скрываю, остаются серьезные вопросы, серьезные проблемы в социальной сфере, с развитием конкуренции, в частности в здравоохранении. В здравоохранении, я имею ввиду здесь конкретно фармацевтику, аптечную сеть, вы знаете, несколько лет тому назад мы были вынуждены внести некоторую часть огосударствления, что ли, этого вида экономики. Было создано республиканское государственное аптечное управление. Только по одной простой причине: мы убедились, что, к сожалению, партнеры и частное бизнесные рынки либо работали неэффективно, либо просто-напросто, скажем так, злоупотребляли своим монопольным положением. Сегодня в этой сфере по-прежнему пока еще остаются проблемные моменты, но я убежден, что та линия, которую мы взяли, я имею в виду строительство параллельных государственных структур и упорядочение частного бизнеса, в конечном счете, даст свои результаты. По ключевым показателям: сегодня во всех отраслях экономики подразумевается, что будут работать, как минимум, три хозяйствующих субъекта и, как минимум, один из них – с федеральной программой. Национальным планом предполагается это принятие частного бизнеса. Почему мы взяли на себя несколько завышенное обязательство? Если взять наше сельское хозяйство, у нас преимущество перед некоторыми другими регионами страны - не только три или одно, а десятки, если не сотни, предприятий, которые работают в этой сфере. Наша задача, конечно же, выполнить все предписания, которые заложены национальной программой, общий показатель у нас по дорожной карте 55%, разгосударствление рынка услуг, но в идеале, конечно же, хотим сделать, чтобы рынок государственных услуг полностью принадлежал на конкурентной прозрачной основе для сферы предпринимательства… Мы открыли дом предпринимателя, где наше бизнес-сообщество  в формате одного окна уже работает на предоставлении госуслуг... Это один из шагов по реализации вот того соглашения, которое  мы подписали на днях с руководством Федеральной антимонопольной службы  России.
- Итак, российско-китайские отношения в исторической ретроспективе – это взаимодействие двух стран на протяжении последних 400 лет. Вы посетили с визитом провинцию Хэбэй. Ее население составляет 70 миллионов человек, это крупная индустриальная территория. Там вы презентовали экономический потенциал Калмыкии. Чем мы можем заинтересовать китайских партнеров?
- Давайте начнем с того, что в формате выполнения тех инициатив, которые были озвучены лидерами государств в июне текущего года на дальневосточном экономическом форуме, в частности, если говорить предметно и конкретно – это российско-китайское региональное сотрудничество. В рамках реализации инициатив лидеров, в июле текущего года в Калмыкии находилась официальная делегация посольства КНР во главе с Чрезвычайным уполномоченным послом г-ном Ли Хуэй. Делегация включала в себя не только дипломатических сотрудников, но и представителей бизнеса и СМИ. Было озвучено официальное приглашение правительства КНР руководству республики в ближайшее время организовать и осуществить, не ознакомительную, подчеркну, а деловую поездку по ряду предложенных здесь в июле инвестиционных программ, проектов, с тем, чтобы в Китае уже предметно эти предложения и инвестиционные проекты представить дополнительно и приступить к их реализации. Что к концу октября текущего года было нами сделано… Мы презентовали четыре инвестиционных проекта,.. посетили провинцию Хэбэй – это одна из наиболее индустриально развитых территорий КНР, посетили ее столицу, другие крупные города провинции, ряд предприятий, в которых мы заинтересованы, с кем мы предполагаем сотрудничество. В первую очередь это связано с медициной, здравоохранением, сельским хозяйством, если говорить точно, с животноводством, предприятия альтернативной энергетики. И конечно, мы предлагали для наших китайских партнеров туристический кластер Калмыкии. Все это мы планировали по результатам поездки оформить в виде протокола. Но наши китайские друзья предложили совсем иной формат, который и для меня лично, и для наших коллег из посольства России был приятной неожиданностью. Замминистра иностранных дел КНР предложил сформировать для рабочей группы на основе правительства РК и правительства КНР все вопросы, которые мы обсуждали, заложить основу, согласовать профессиональный состав рабочих групп, включить в него в те сферы, которые можно будет уже реализовывать в течение 2019 года, и перспективные планы на ближайшие три года. По завершении первого полугодия 2019 года заключить полномасштабное соглашение… о деловом сотрудничестве. В основе его будет сотрудничество, которое было объявлено двумя руководителями государств, в рамках российско-китайского регионального сотрудничества. Двумя основными партнерами будут правительство РФ, правительство КНР, институтами реализации будут два региона КНР и РФ, то есть провинция Хэбэй и Республика Калмыкия. Сегодня мы подготовили предложения по персональному составу рабочей группы, в самое ближайшее время направим через Министерство иностранных дел РФ нашим китайским партнерам,.. в это же самое время мы ожидаем предложения от наших китайских партнеров.
Я думаю, до конца текущего года составы рабочих групп будут сформированы, пройдут соответствующие согласования как в России, так и в Китае.  В январе 2019 года уже в рабочем режиме наши рабочие группы начнут обмен инвестиционными проектами… - это создание центра традиционной китайской медицины на базе республиканской больницы им. П. Жемчуева, туристический обмен между двумя регионами, причем мы предположительно ставим организацию чартерных перелетов между Калмыкией и КНР, закладываем туда же проекты, которые готовы к реализации в 2019 году,.. перенос некоторых технологий по развитию животноводства из КНР к нам. Прямой обмен продуктами животноводства, к сожалению, пока… невозможен, но, по крайней мере, технологии, обмен опытом, строительные работы вполне возможны. Мы предложили различные формы хозяйствования - как полностью иностранный капитал, совместный капитал, так и полностью государственный капитал с двух сторон.
Четвертый этап развития - это, конечно же, альтернативная энергетика, неспроста же в КНР встречались с представителями энергетических компаний, которые входят в группу компании Хуавэй (Huawei), они являются нашими контрагентами после Санкт-Петербургского экономического форума. Это именно те партнеры, те бизнесмены, которые присутствуют сегодня в совместном предприятии между Российской Федерацией и Китайской Народной республикой. Как известно, с российской стороны это группа компании «Lenovo», с китайской стороны Хуавэй… Это реальное деловое сотрудничество, причем уже начавшееся, а в 2019 году это уже войдет в стадию реализации, в стадию строительства. Вот пока четыре основных направления в основе соглашения, которое мы предполагаем подписать до конца первого полугодия 2019 года…
- И еще: в ходе визита в Китай было подписано соглашение о побратимских отношениях между городом Чэндэ провинции Хэбэй и Лаганским районом Калмыкии. Что подразумевает этот документ?
- Это международная практика побратимских отношений, международный формат сотрудничества между государствами, в данном случае, на региональном уровне, причем это работает не только с КНР, со многими странами у российских городов также, как и у нашей столицы, имеются побратимские взаимоотношения. Мы сегодня перешли в сотрудничестве с КНР уже даже на муниципальный уровень. Для нас это, конечно же, знаковое явление. Во-первых, население города Чэндэ - около четырех миллионов человек, это структурированный индустриальный центр с развитой инфраструктурой и диверсифицированной экономикой. Они не спроста проявили интерес к городу Лагань, учитывая, что Лагань - портовый, рыболовецкий город, где не нужно учить людей как ловить рыбу, как заниматься ее переработкой, у китайских наших друзей это тоже налажено до автоматизма. Поэтому я думаю, что перспективы этого побратимского соглашения очевидны. Но для начала… это будет конкретизировано национальными фольклорными обменами, туристическими обменами.
- Вы принимали участие в работе 35-й сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге в составе официальной делегации России. Среди вопросов, которые обсуждались, миграционная политика, взаимодействие местных и региональных органов властей и многое другое. Как вы вкратце оцениваете итоги этого мероприятия, что касалось непосредственно российских регионов?
- Хочу напомнить, что в 2016 году президент своим распоряжением включил несколько руководителей регионов в состав российской делегации для участия в Конгрессе местных региональных властей Совета Европы. Хочу напомнить, что на сегодняшний день в Совете Европы Россия официально и гласно, подчеркиваю, гласно представлена только в конгрессе, как известно, в силу определенных объективных международных обстоятельств российская делегация не принимает участие в парламентской ассоциации Совета Европы, в рабочей части деятельности бюро политического Совета Европы и т.д. Сегодня это пока единственный канал возможности для России публично на площадке Совета Европы высказывать свою позицию по тем или иным международным проблемам, в том числе то, чему была посвящена 35-я сессия – это миграционная политика.
Что касается технических деталей, изменилась структура политического бюро по конгрессу, изменился состав и российской делегации. Была предложена кандидатура нового руководителя российской делегации, чьим заместителем я являюсь, это Дрозденко Александр Юрьевич, губернатор Ленинградской области, мы предложили кандидатуру Александра Юрьевича в состав политического бюро конгресса,.. кандидатура кандидата от России прошла. Я принимал самое непосредственное участие в дискуссионной части в двух комитетах, предваряющих  голосование, непосредственно как прямой член, заместитель, представитель российской делегации, в голосовании. Я рад, что наша позиция была услышана. Я рад, что кандидатура российского гражданина и представителя российской делегации была утверждена в высшем органе конгресса. Еще раз подчеркну, на сегодняшний день это пока единственный канал взаимодействия парламентариев различного уровня, руководителей муниципальных органов, областей, многих городов… именно на площадке Совета Европы.
- Вы принимали участие в работе 15-го форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. В его рамках подписано соглашение о сотрудничестве между Калмыкией и Атырауской областью Казахстана. Что мы готовы предложить нашим соседям по Каспийскому морю, и что в этом регионе Казахстана вызывает наш интерес не только в сфере туризма, но и по всем направлениям, которые отражены в документе?
- С Казахстаном у нас и на сегодняшний день существует тесное экономическое сотрудничество, оно не прерывалось ни на день. Помимо туризма, сотрудничество идет в формате обмена и работы по линии министерств сельского хозяйства двух стран. Как известно, сняты таможенные и ветеринарные барьеры, ветеринарный контроль остается по-прежнему, но, по крайней мере, те форматы, которые вчера еще осложняли работу, на сегодняшний день облегчены. Мы и закупаем скот из северного Казахстана, и поставляем свой племенной скот в Республику Казахстан, это идет в рамках инициатив, которые были озвучены руководителями двух государств, президентом России Владимиром Путиным и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, о региональном сотрудничестве. Теперь сотрудничество нормализовано, и для себя мы определили, когда шло согласование, нашего контрагента в Республике Казахстан, наиболее удобную и близкую нам по структуре и экономике область Казахстана - это Атырауский акимат. Предварительно мы отметили ряд программных направлений, по которым могли бы работать, сельское хозяйство, туристический бизнес, конечно же, мы видим здесь возможности и развития нашей пограничной зоны, это близлежащий Лаганский район. Думаю, у нас есть хорошие перспективы для того, чтобы соглашение получило реализацию в будущем 2019 году…
- Вместе с вице-премьером Людмилой Ивановой вы приняли участие в заседании правительственной комиссии по региональному развитию в РФ. Известно, что обсуждался проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период до 21-го года. Он принят уже во втором чтении. Предполагается, что немалая часть средств будет направлена в регионы. На что ориентирован федеральный бюджет, на финансирование каких национальных проектов рассчитывает руководство региона?
- Как известно, бюджет 2019 года формировался на основании майского указа президента и основные принципы, которые изложены в майском указе, – это национальный приоритет программы развития страны. Их структура и основа как раз и были фундаментальной основой для формирования бюджета 2019 года. Чтобы не удаляться в детали скажу, что бюджет сейчас рассматривается на трехгодичный формат. На шестилетний период Республика Калмыкия предположительно получит из федерального центра поддержки на 22 с лишним миллиарда рублей, а на трехлетний период - 11 с лишним миллиардов рублей. Хочу сказать, во всех национальных программах практически во всех участвует республиканская программа. Все национальные приоритетные программы формировались из двух основных компонентов, федеральной составляющей и региональной составляющей.
То совещание, которое вы упомянули и на котором мы присутствовали с нашим зампредседателя правительства, было посвящено конкретизации работы в этом направлении. Это, в первую очередь, социальная сфера, это, конечно, реальный сектор экономики. По 2019 году около 1 млрд. 200 млн. руб. пойдет только на строительство и реконструкцию дорог в республике, причем это не федеральные дороги. Федеральные - это другая составляющая. Вот текущий 2018 год - около 700 млн. руб. с лишним, здесь же практически в два раза цифра больше. Вы видите, за последние годы сколько много сделано, по крайней мере, даже в столице… Что касается здравоохранения, здесь цифры тоже очень серьезные. Это… закупка медицинских препаратов, высокотехнологичное медицинское оборудование, средства, которые мы предполагаем направить для повышения материального вознаграждения работников сферы здравоохранения, причем всех уровней, не только врачей, а и среднего, младшего медицинского персонала. Те же самые возможности и направления заложены в нашей региональной составляющей и по всем другим социальным направлениям - это образование, социальная политика, культура и т.д.
В общей сложности мы рассчитываем, что только по 2019 году, помимо вот тех конкретных цифр, которые я назвал, мы выйдем на цифру дополнительно к бюджету, к бюджетным ресурсам нашей Калмыкии, в пределах 4-5 млрд. руб. по всем  отраслям экономики.
- Вы провели совещание по вопросам реализации региональных составляющих нацпроектов с участием руководителей министерств и ведомств. Вы остались недовольны ходом реализации? Какие основные недочеты вы бы выделили?
- Вы понимаете, полностью доволен, наверное, только дурак. А я бы здесь обозначил это другими словами. Речь идет о том, что мы должны ускоряться ежедневно… Мы сегодня должны буквально, как говорится, с колес выдавать на гора продукт, а продукт наш - это проектно-сметная документация, конкретные программы, проекты с конкретными сроками реализации, это, в конце концов, поименный список того или иного оборудования или сегмента материально-технической базы всех отраслей экономики. Это все должно быть предметно положено на стол сначала председателю правительства, а уже потом он выйдет с предложениями ко мне. И, безусловно, должны работу активизировать здесь, вот, собственно, в этом заключается посыл президента и моя, здесь правильно это надо сказать, озабоченность этапами реализации этого проекта у нас в республике. Сегодня я бы избегал вот таких терминов, довольно ли руководство или недовольно. Есть программа, которую мы должны обязательно реализовать. Мы не выбиваемся из программы, но мы должны идти с ускорением, нельзя основываться на том, что если некоторые параметры, которые определены теми или иными дорожными картами, нами выполняются, вот и хорошо. Нет, мы должны работать на опережение, мы с вами только что обсуждали вопросы соглашения с Федеральной антимонопольной службой, вот здесь я вижу успех нашего Минэкономики, когда мы взяли на себя завышенные обязательства по 23-м ключевым показателям национального плана развития конкуренции. Подобное должно происходить во всех сферах экономики. Министерство здравоохранения, Минсельхоз, Минстрой и дорожного хозяйства и т.д. Граждане страны и граждане Калмыкии должны видеть результат сегодня. Мы не должны основываться только на обещаниях, мы должны работать на опережение. В этом ключевая задача, которые ставит перед нами президент страны и которую я транслирую здесь коллегам в Калмыкии.

Подготовила к печати Вера МАНЖУСОВА
Фото: Убуш КОВШАНОВ