Город готов принять автобусы. И попрощаться с «ГАЗелями»?

Помню, в середине 90-х годов прошлого столетия в Элисте, когда желтые «ЛиАЗы» на улицах столицы были обыденным явлением, появились первые частные «маршрутки»: предприниматели запустили на маршруты города «РАФики». Для тех, кто не помнит, были такие латвийские 11-местные микроавтобусы («Рижская автобусная фабрика»). Чуть позже им на смену пришли «ГАЗели». Постепенно с рынка перевозок ушли «большие» автобусы. Лет пять назад маршруты Элисты обслуживало около 600 микроавтобусов - и ни одного большого.

Изредка среди микроавтобусов мелькали «ПАЗики». В связи с ними в СМИ стало упоминаться казенное предприятие «Информационно-правовое агентство», в ведении которого находятся деятельность сухопутного пассажирского транспорта, внутригородские и пригородные перевозки пассажиров. «ИПА», кстати сказать, было создано в 2003 году. А в 2005 году на улицы столицы «вышли» первые «ПАЗики» в количестве почти двадцать единиц. Затем, в 2013 году, автопарк «ИПА» пополнился еще десятком автобусов. В прошлом году – еще пятнадцатью. И, наконец, пятого сентября в ведение агентства перешли семь «ЛиАЗов». Оговоримся сразу, это автобусы 2016 года выпуска. Три года они обслуживали маршруты Москвы. Как мы уже сообщали, процедура передачи «ЛиАЗов» «Мосгортрансом» нашему «ИПА» займет около двух месяцев, поэтому на улицы Элисты эти автобусы выйдут только в ноябре.

Скоро все должно измениться

Теме транспорта, а, вернее, пассажирских перевозок, на страницах нашей газеты всегда уделяется пристальное внимание. В прошлом номере мы говорили о нарушениях прав пассажиров – хамском отношении водителей и кассиров «маршруток», скоростной езде. Однако ситуация скоро должна в корне измениться, считает первый заместитель главы администрации Элисты Хонгор Марилов: «Думаю, с выпуском на линию «ЛиАЗов» не будет этих гонок, а они на сегодняшний день присутствуют. Есть сейчас и хамство со стороны водителей… А мы должны жить и обслуживаться, как в цивилизованных странах».
Понятно, что семь «ЛиАЗов» проблему не решат, к тому же из пятидесяти «ПАЗиков», принадлежащих «ИПА», на маршруты города и на Троицкое и Аршан выходит чуть больше половины. К слову, о «ПАЗиках». Как известно, эти автобусы обещали «пустить» на нерентабельные маршруты. Изначально они социально ориентированы, то есть цена в них ниже, чем в «ГАЗелях». По подсчетам прежнего руководства «ИПА», чтобы «ПАЗики» были рентабельны, проезд должен стоить 41 рубль. И если сейчас с ценой все более-менее понятно, то с маршрутами… «Ходят» автобусы по всем маршрутам – и рентабельным в том числе. Объясняется это просто: на содержание одного «ПАЗика», по словам Марилова, в год уходит порядка миллиона рублей. На субсидии «ИПА» из ресбюджета выделяется семь миллионов рублей. Вот и приходится предприятию зарабатывать на «хороших» маршрутах, чтобы поддерживать свои автобусы в рабочем состоянии. И все же этого недостаточно – техника имеет обыкновение ломаться, автобусы один за другим сходят с линии.
Как сказал «КС» Марилов, до середины лета этой проблемой никто вплотную не занимался: «На сегодняшний день у нас есть понимание того, что пассажирскими перевозками должен заниматься город. Мы готовы взять на себя все обязательства и привести это в порядок.
Думаю, если бы и дальше все шло в таком формате, то в скором времени у нас появился бы монополист, причем, не наш. «Зашла» бы одна фирма и весь город охватила. Кстати, было такое предложение от астраханцев. Сейчас мы заключаем соглашение с Донским государственным техническим университетом, который должен полностью провести анализ относительно городского сообщения. Они посадят людей, может, студентов, на «маршрутки», чтобы знать о пассажиропотоке, рентабельности, удобности маршрутов. Возможно, разработаем новые маршруты.
Сейчас многие частные извозчики уходят с этого рынка в связи с тем, что бензин дорожает, их заставляют онлайн-кассы устанавливать, работников регистрировать. На сегодня Элисту обслуживает около 150 микроавтобусов. Есть вероятность, что «ГАЗели» вообще уйдут с рынка».

Водитель обязан помочь

Итак, что это за автобусы «ЛиАЗ», и с чем их «едят»? На этот вопрос нам ответили в Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК. Замминистра Юрий Ользеев сообщил «КС», что «ЛиАЗ» – одна из самых основных марок, которые производят технику еще с советских времен: «Марка «4292» предназначена именно для работы на городских маршрутах. Все эти семь автобусов оборудованы специальной аппарелью для поездок малоподвижных групп населения. Автобус трехдверный, в средней двери есть аппарель, которая выдвигается и ставится на бордюр вручную. Есть специальная кнопка на входе, когда инвалид ее нажимает, а водитель может увидеть и в зеркало, то обязан будет выйти, выставить аппарель и помочь заехать. В день, когда вручалась техника, председатель одной общественной организации Александр Каманджаев лично протестировал».
Относительно времени оформления документов Ользеев сказал, что нужно дооформить документы в связи с правом собственности: все-таки «Мосгортранс» - предприятие государственное. Нужно оформить документы в Департаменте транспорта, в Департаменте имущественных отношений Москвы, затем будет передача из казны Москвы в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (в мае «ИПА» перешло в подчинение Минстрою Калмыкии – Ред.). После закрепления в оперативное управление за казенным предприятием «ИПА» автобусы поставят на учет в ГИБДД, оформят страховку ОСАГО, лицензию. Потом уже оформят договорные отношения с Элистой на право обслуживания городских маршрутов.

Вопрос-ответ:

- Сколько нужно средств для содержания автопарка?

Санал ВАЛЕТОВ,  директор «ИПА»:
- По подсчетам прежнего руководства предприятия, на нормальное содержание автопарка (51 «ПАЗ», и это без учета семи «ЛиАЗов») необходимо будет около десяти миллионов рублей в квартал. Нам же выделяется семь миллионов 780 тысяч рублей в год.

Цифра:

82 стоящих пассажира способен вместить «ЛиАЗ»-4292. Мест для сидения – до 27.

«КС»-досье:

ЛиАЗ-4292 — российский городской низкопольный автобус среднего класса производства Ликинского автобусного завода. Предназначен для крупных городов на маршрутах со средним или умеренно-пониженным пассажиропотоком. Серийно выпускается с 2015 года. По состоянию на май 2019 года всего было выпущено 1633 экземпляра, из них не менее 1100 (68 процентов) эксплуатируются на территории Москвы и Московской области. На сайте группы «ГАЗ» имеет собственное имя «Курсор».

Александр КОГДАНОВ