В центре внимания августовской конференции педагогов Калмыкии – «Келни билг» и беспрецедентные финансовые вливания в отрасль образования

Во вторник в Элисте состоялась августовская конференция педагогического сообщества Калмыкии по теме «Ключевые ориентиры совершенствования системы образования РК в контексте нацпроекта «Образование».
Торжественная часть проходила в зале заседания правительства РК, а основные задачи региональной системы образования педагоги обсудили с утра на базе Калмыцкой этнокультурной гимназии им. Зая-Пандиты.
Образование – приоритет государства, от которого зависит будущее конкретного человека и всей страны, это позиция президента РФ, на федеральном уровне сфера образования подкрепляется значительными материальными вложениями, подчеркнул врио Главы РК Бату Хасиков, открывая конференцию.

В Калмыкии в рамках реализации нацпроектов «Образование» и «Демография» идет строительство школ и детских садов, завершается строительство дополнительного учебного казачьего детского корпуса им. О. И. Городовикова, начато строительство школ в селах Троицкое и Малые Дербеты.

«Наша сфера образования имеет солидную базу и опытный профессиональный кадровый состав, налицо творческий подход и энтузиазм по всем вопросам системы образования, - отметил в частности Б. Хасиков. - Подтверждением служат результаты - калмыцкие школы ежегодно занимают достойное место в общероссийском рейтинге лучших образовательных организаций – это Элистинский лицей, Элистинская многопрофильная гимназия, Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова, Троицкая СОШ им. Г. Жукова и Цаганаманская гимназия. Уверен, опыт и ответственность, профессионализм и творческое начало и впредь позволят всем педагогам республики ставить амбициозные, но при этом реально выполнимые задачи, а все перспективные планы найдут воплощение в каждой образовательной организации и системе в целом».
О развитии системы образования РК в рамках нацпроектов до 2024 года доложил и.о. министра образования и науки РК Николай Манцаев. В республике реализуются и региональные проекты, каждый направлен на исполнение конкретных задач разных уровней образования с максимальной эффективностью, подчеркнул министр. Нацпроекты дали старт изменениям в системе образования, затронули они не только  инфраструктуру, но и содержание системы. Так, на региональном уровне в рамках комплексного плана развития республики предложена  модернизация инфраструктуры всех дошкольных образовательных, то есть детсады, не попавшие в программы, получат возможность создать современную инфраструктуру. Н. Манцаев отметил, что в последние четыре года в республике наблюдается стабильный рост контингента обучающихся в общеобразовательных организациях, если в 2014 году обучалось 29 тыс. детей, то в этом году - 34 тыс. детей, ежегодно число школьников растет на тысячу человек. В связи с успешной демографической ситуацией не удается ликвидировать двусменную систему обучения - в текущем учебном году во вторую смену будут обучаться 1674 школьника в 11-ти образовательных учреждениях Элисты и 72 ученика в Троицкой гимназии.
Одной из форм внешнего контроля знаний учащихся, по словам Н. Манцаева, является проведение ЕГЭ. Так, в этом году сдача ЕГЭ прошла в штатном режиме, но количество нарушений порядка проведения ЕГЭ значительно уменьшилось. 20 выпускников из восьми школ получили по 100 баллов, тогда как  в прошлом году 100-бальников было шесть. Отмечая успешные сдачи ЕГЭ школьниками республики и не менее успешные поступления в вузы страны, Н. Манцаев поблагодарил педагогов, отметив, что это их заслуга педагогов и «плод вашей деятельности».
Отметим, что организаторы конференции приурочили к ней вручение лучшим педагогам и воспитателям премии Главы РК по калмыцкому языку «Келни билг». На это обратил внимание замдиректора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Сергей Пилипенко: «Мне приятно, что совещание началось с поздравлений учителей, преподающих  родной язык, поскольку в рамках своей деятельности я занимаюсь вопросом поддержки и сохранения родных языков. Искренне благодарен вам за то, что вы делаете для сохранения и поддержки своего языка. Это ведь на самом деле идентичность ваша, ваша культура, ваше мировоззрение, ваше, я бы сказал, общественное «я».  В своем докладе С. Пилипенко отметил, что указом президента РФ перед системой образования поставлены две достаточно «амбициозные задачи» - вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ и национально-культурных традиций. На эти цели из федбюджета запланированы беспрецедентные для отрасли финансовые средства (784 млрд. руб.), и примечательным С. Пилипенко назвал то, что «средства идут целевым образом» и каждый рубль будет использован по конкретной задаче и точечно.
«Нацпроект не имеет аналогов в современной истории России, - сказал С. Пилипенко. - Эффект будет заключаться в повышении качества образования через развитие инфраструктуры и кадрового потенциала. Отмечу, что достижения  качественного эффекта возможны при совместном взаимодействии. В сентябре 2019 года начинается апробация  примерной программы воспитания обучающихся и для начального, и для общего среднего образования. В настоящее время программу применяют пилотные школы. Внедрение программы начнется с сентября 2020 года, однако необходимо подчеркнуть, что программа не является инструментом воспитания, важной частью в профессиональной деятельности остается личный пример педагога».
Конференция завершилась пленарной дискуссией по обсуждению реализации межведомственных региональных проектов.

Вера МАНЖУСОВА