Ну, вот и закончилась шумиха, несколько месяцев занимавшая умы не только досужих обывателей. Порт. Как же он был нужен Лагани, приморскому городку на краю Калмыкии. Рыбацкий край, но рыба и в советские времена не была основой местной экономики. Спасали городок как могли: рыбзавод, машиностроительный завод, мясокомбинат, эти детища плановой экономики создавали рабочие места вопреки капиталистической логистике. И город жил, трудился, строился. Геополитические вопросы тогда мало кого волновали, как, впрочем, и экологические.

Это факты постсоветского периода: Каспий как море разновеликих интересов, причем, не только прикаспийских государств, рыбные запасы как истощаемый биоресурс… В итоге мы имеем то, что имеем, – отток населения. Наверное, поэтому нам всем хотелось верить в то, что в Лагани построят порт. Верить вопреки здоровому скептицизму. Но после совещания, проведенного главой государства 14 мая в Ахтубинске Астраханской области, нам остается только одно – не отчаиваться. Говорят же: никогда не говори «никогда». Возможно, инвесторы, о которых сообщалось, что они есть, захотят вложить в этот проект сорок с лишним миллиардов рублей, проложить сорок с лишним километров железной дороги от Улан Хола, смогут урегулировать все вопросы, в то числе те, что связаны со статусом приграничной зоны. Все возможно в этом мире. А пока – реалии.
Они таковы. Президент Владимир Путин прилетел в сотрясаемую предвыборными страстями Астраханскую область, чтобы обсудить проекты по развитию этого региона, в первую очередь, планы развития порта Оля. Он констатировал: «До сих пор на полную мощность порт не заработал, да и объем грузов, перевозимых по железной дороге, пока далек от желаемого. Между тем грузопотоки в Каспийском регионе в целом, в том числе транспортные, постоянно растут. Но значительные объемы грузов все еще идут в обход России, и, естественно, их забирают наши соседи – и правильно делают: они борются на рынке. Почему? Потому что создают современные мощные портовые и логистические комплексы». И практически анонсировал создание особой экономической зоны вокруг порта Оля: «Возможно, одним из вариантов решения проблемы станет предложение специальных условий для привлечения транзитных грузов и инвесторов, которые будут готовы построить соответствующую инфраструктуру для обработки этих грузов и их транзита через российскую территорию».
«Общая сумма инвестиций по проекту – свыше 75 млрд рублей, из них 13,9 млрд рублей – это затраты частного инвестора на строительство порта, - со ссылкой на материалы сообщает ТАСС. - Реализация проекта по созданию ОЭЗ позволит нарастить грузооборот по международному транспортному коридору (МТК) «Север-Юг». В рамках проекта будет создано более 2 тысяч рабочих мест». В эти дни в Астрахани идет работа над дорожной картой, готовятся документы для подачи заявки на ОЭЗ, возможно даже, что разрешение создать зону вокруг Оля будет получено уже в этом году.

Майя ЛАНЦЫНОВА