В воскресенье досточтимый Арджа-ринпоче, находящийся в Калмыкии с двухнедельным визитом, посетил два поселка – Сарпу в Кетченеровском районе и Цаган-Нур в Октябрьском. В Сарпе в первый раз ринпоче побывал осенью 2015 года. Вспоминает Михаил Мутулов, депутат Народного Хурала РК, гендиректор АО «Сарпа»: «После Сарпы, на обратном пути, побывали в поселке Хошеут. Едем оттуда в машине. И я спросил: «Арджа-гегян, тана ухан седкл ямаран? (что думаете обо всем происходившем?)». Он отвернулся от меня, молча ехали какое-то время, потом повернулся и сказал: «Һарсн, төрсн, өссн-боссн hазртан хаалh хаалhата. Танахнд ирәд, таднла харhад, гертән күрсн әдл болва (Туда, где я родился, вырос, дорога закрыта. Приехал к вам, встретился с людьми, как будто дома побывал)». Посмотрел мне в глаза и добавил: «Та мини седкл меджәнәт».

Кукунорский хошуд из Китая, Арджа-гегян обрел родину в Калмыкии, в Сарпе, среди волжских хошудов, расставшихся со своими кукунорскими соплеменниками несколько веков назад. Прослышав о приезде хошудского ринпоче, в поселок с ночи на воскресенье почти потоком шли машины, насчитали их около семидесяти. Без малого пятьсот человек приняла в тот день Сарпа. Встречи прошли в школе, в строящемся хуруле. График нарушился, тем не менее Арджа-гегян принял решение до отъезда в Цаган-Нур провести не запланированную ранее отдельную встречу с пятью активистами, организаторами строительства хурула. Главное, что сказал Арджа-гегян Александру и Каныру Утаджиевым, Михаилу Мутулову, Бадме Утнасунову и Клавдии Озаевой: когда будете заказывать статую Будды, приму участие, когда будете приобретать Ганджур и Данджур, обязательно сообщите мне; хурул должен быть местом встреч, мероприятий по поводу Үр-Сара, Цаган Сара, вообще культурных событий, пусть дети приходят, играют и занимаются; ламу-настоятеля выбирайте из своей среды, он должен быть настоящим ламой,  держать все обеты, и вы будете участвовать в жизни хурула, будете ответственны за все, в том числе за настоятеля.
Хошудская община сообщила досточтимому своему наставнику, что видит на посту настоятеля Хошеутовского хурула самого Арджу-гегяна. Высокий лама немного растерялся: я был бы согласен, но ведь я в Америке.
К приезду ламы здесь готовились обстоятельно, продумали подарки, подношения. Всем хотелось одарить долгожданного наставника, но Арджа-гегян, приняв подарки, конверты, все подарил назад, людям, также пожертвовал немалые суммы на строительство хурула и на нужды местной школы. И вот тут, как мне показалось, растерялись сами сарпинцы. Но мы, конечно, все в курсе того, что Арджа-гегян отдает на благотворительные цели средства, вырученные от продажи в Калмыкии книги «Арджа-ринпоче и секрет золотой урны», и в Монголии его принимают с величайшими почестями не только потому, что Арджа-гегян на личные средства построил в этой стране онкоцентр для детей.
Если первый приезд в Сарпу, к сородичам, был ознакомительным, то в этот раз, особо отметил в разговоре со мной Бадма Утнасунов, Арджа-гегян дал конкретные наказы и наставления. «Хошуда hазрт» не должно быть деления – это хурул, это школа, это хозяйство, подчеркнул наставник, все три сообщества вместе несут ответственность за образование детей, за тех, кто достиг успехов и кому еще предстоит их достигнуть. Есть духовная планка, ниже которой нельзя опускаться, передает слова наставника Михаил Мутулов и отмечает, что на этот раз Арджа-гегян несколько раз повторил: «Хальмг келән хадhлтн!».
Когда встречи в Сарпе были позади, на выезде из поселка, у памятного знака, на котором изображен Зая пандита, машины остановились. Все вышли, Мутулов сорвал траву «зултурган» и показал помощнику Арджи-гегяна. Чемпе, тибетец, про которого Арджа-ринпоче сообщил Михаилу Николаевичу, что у него есть калмыцкое имя Эрдни, сказал немножко с акцентом: «Иим ноhан мана нутгт бас бәәнә (Такая трава в нашем родном нутуке тоже есть)».

Майя ЛАНЦЫНОВА
Фото: Бадма УТНАСУНОВ