«КС» советует прочитать книгу Алексея Иванова


В феврале состоялась премьера российского фильма «Тобол», который был снят в жанре исторической драмы. Фильм с первых показов вызвал бурный шквал эмоций как положительных, так и отрицательных. Для нас этот фильм интересен… джунгарами.

Сюжет охватывает период времен Петра I и базируется на реальных исторических событиях, происходивших в России и Центральной Азии в начала XVIII века. По заданию Петра I молодой гвардеец Иван Демарин оказывается в глубине Сибири, в пограничном Тобольске. Здесь встречает свою первую любовь и вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, охотящихся за золотыми богатствами Яркенда. Кстати, первый губернатор Сибирской губернии князь Матвей Гагарин и в самом деле был известен как смутьян и казнокрад, каким был показан в фильме. По сюжету губернатор Матвей Гагарин пытается за большую взятку втянуть Россию в войну с Джунгарским ханством... (это гипотеза авторов фильма).
Исторически же известно,  что в 1715 году сибирский губернатор Матвей Гагарин снарядил для поддержки гарнизона Ямышевской крепости экспедицию, в состав которой вошли семьсот человек конвоя, шведские пленные, купцы и промышленники. В это время джунгарский хунтайджи Цэван-Рабдан, находящийся поблизости с десятитысячным войском и недовольный появлением в регионе русских, отправил начальнику крепости Ивану Бухольцу требование удалиться. Получив отказ, ночью 10 февраля 1716 года Цэван-Рабдан атаковал крепость, а в 52 верстах от Ямышева озера, у Корякова Яра на Иртыше, окружил и разгромил военный конвой (исторический факт).
Злобных джунгар показали в фильме «дикими» и крайне жестокими. Но надо сказать, что период правления Цэван Рабдана ознаменовался ростом могущества Джунгарского ханства, укреплением центральной власти и экономики ханства, развитием землепашества и ремесел, промыслов и торговли. Он вел успешные войны в Казахстане и Средней Азии. Хан поддерживал оживленные посольские и торговые связи с Русским государством, которые, однако, были осложнены конфликтом 1714–1715 годов.
Одна из сюжетных линий - пленные европейцы. В фильме показаны реальные исторические личности, которые были в плену у джунгар, — шведский офицер Йохан Ренат (актер Андрей Бурковский) и пленная шведка Бригитта Кристина Шерзенфельд (сыграла актриса Агата Муцениеце). Ренат известен в истории как первый европеец, сделавший детализированную карту Джунгарии и Восточного Туркестана. Он прожил среди ойратов семнадцать лет, наладил производство пушек и книгопечатное дело, способствовал возникновению военного производства, усилению военной мощи Джунгарского ханства в войне с маньчжурами. В 1733 году Ренат, скопивший на джунгарской службе состояние, женился на пленной шведке Шерзенфельд. А в 1734 году получил освобождение за свои заслуги и вернулся в Москву.
Да, в картине чувствуется масштабность и размах. Максимально достоверно выглядят костюмы, уклад жизни при царском дворе и в Сибири. Но, как отмечают многие критики, описание главных героев вышло очень скупым, во многом из-за плохо прописанных характеров персонажей, либо неважной актерской игры, а может, сказалось все вкупе. Подача материала и повествование показались рублеными, местами оборванными, а некоторые сцены, наоборот, излишними, так как не раскрывают сюжет или главных героев. Отчасти это может объясняться тем, что проект «Тобол» - это не только двухчасовой художественный фильм, но и целый сериал, где, возможно, сюжетные линии будут даны более полно и качественно. Наверное, «Тобол» мог стать хорошей исторической драмой с яркими и запоминающимися персонажами. Увы, не стал.
Но есть у этой картины очень положительный эффект. Во-первых, она заставила многих обывателей залезть хотя бы в Интернет и узнать, кто же такие джунгары и как оно было там, в истории, на «самом деле». Некоторых фильм подвигнет на прочтение романа «Тобол» Алексея Иванова. Надо отдать должное автору романа, ведь такого сильного исторического произведения в художественной литературе не выходило давно. Отметим, в романе исторические события перекликаются с художественным вымыслом очень органично, чего не скажешь о фильме.

Намру МАНДЖИЕВ