Программа «Один пояс – один путь» - через сотрудничество Калмыцкой национальной гимназии им. А.Ш. Кичикова и школ Алашанского аймака Внутренней Монголии КНР

Международная научно-практическая конференция по теме «Этническая культура как общественная и личная ценность в образовательном процессе», состоявшаяся в минувшую среду, имела двойное значение. Мероприятие было приурочено к Международному году родных языков коренных народов России и 25-летию образования Калмыцкой национальной гимназии им. А. Ш. Кичикова.

Почетными гостями праздника стали делегация работников образования из города Байнхот Алашанского аймака Внутренней Монголии КНР, ученые и преподаватели КНЦ РАН и КалмГУ им. Б. Б. Городовикова, педагоги национально-региональной системы образования республики.
В своем выступлении и.о. министра образования и науки РК Николай Манцаев отметил, что главная цель проводимой международной конференции - содействие языковому разнообразию мира, поскольку именно языки считаются развитием духовного наследия народа. И в их числе достойное место по праву занимает калмыцкий - язык всемирно известного эпоса «Джангар», уникальных сказок и произведений литературы.
«Ссылаясь на форум (форум по сохранению и развитию родного языка прошел в Элисте 23 октября – Ред.) и сегодняшнюю конференцию, я бы хотел отметить, что есть чему научиться, есть, можно сказать, перспективные внедрения этих лучших практик, - подчеркнул Н. Манцаев. - Поэтому еще раз хочу отметить значимость такого вида конференции, которая проводится в рамках празднования 25-летия Калмыцкой Национальной гимназии им. А. Ш. Кичикова».
Многое делается в Калмыкии, но все ведь оценивается результатами, констатировал профильный министр. А ими похвастать нам трудно – язык, к сожалению, мало используется, соответственно, есть проблемы с распространением языка. Но Манцаев считает: «Язык надо рассматривать не только как коммуникативное средство, а как язык культуры, в этом ценность самого языка». Одной из основных задач министр считает издание полного комплекта учебников полной линейки, но опять же - много разных мнений «по поводу того, каким содержанием эти учебники должны быть наполнены».
«Радостным событием»  назвал мероприятие ветеран труда Иван Басангов, так как в последние годы ему отрадно замечать, что «наш калмыцкий язык, наша калмыцкая песня», такого  раньше не было, слышны отовсюду. И Госдума приняла закон об изучении родных языков, в республике к Международному языку коренных народов проводилось заседание круглого стола ЮФО, также Калмыкия стала одной из площадок на примере заседания экспертной встречи «Лучшие российские практики по сохранению родных языков», инициированной Федеральным агентством по делам национальностей.  Международную конференцию с участием китайских, монгольских специалистов проводил Калмыцкий госуниверситет. «А сегодняшний именинник - Калмыцкая национальная гимназия им. А. Ш. Кичикова. Мы знаем, что десять лет назад ЮНЕСКО внесло калмыцкий язык в число исчезающих. Вот на этом фоне 30 лет назад Анатолий Шалхакович Кичиков сказал: 95 процентов наших детей, учащиеся школ не знают родного языка, родной язык стал неродным, и обучать нужно по методу обучения иностранному», - вспоминал И. Басангов. Он поблагодарил педагогов гимназии: «Лучше, сильнее, старательнее, мудрее вас нет».
Руководитель Департамента образования и спорта Алашанского района Внутренней Монголии КНР Сичин Гаоа сообщил, что делегация принимает участие в конференции и мероприятиях, посвященных 25-летию Калмыцкой национальной гимназии по программе «Один пояс - один путь». История сотрудничества гимназии с образовательным учреждением Алашани начинается с 2010 года, когда делегация во главе с директором гимназии Е. Ченкураевой прибыла в Алашань. В 2011 году в нашу республику приехала делегация из Внутренней Монголии, повторный визит калмыцких коллег состоялся в 2016 году.
«Монгольские племена едины в своей культуре, языке и религии - это подтверждает начало сегодняшней конференции РК, выступление с йорялами ваших детей, - сказала директор монгольской национальной школы Баянхота Жинг Бат. - В Калмыкии уделяют большое внимание развитию национальной и монгольской культуры. И нам приятно видеть это на месте. И калмыки, и мы думаем, как обучать наших детей своей культуре, национальному достоянию народа. За девять лет нам выпало ознакомиться с учениками, учителей знаем всех поименно, знаем всех «четырех ойратов», проживающих на берегах Волги, Урала, у подножья Алтайских гор и в горах Алашани. Китайская коммунистическая партия и руководство страны уделяет особое внимание национальным меньшинствам, благодаря этой политике мы имеем возможность обучаться на монгольском языке и обучаем детей языку, культуре, письменности. В Калмыцкой национальной гимназии тоже стремятся обучать на родном языке и родному языку, национальной письменности».
Проблема изучения родного языка остается одной из актуальной до сих пор, отметила директор Калмыцкой национальной гимназии им. А. Ш. Кичикова Екатерина Ченкураева. Калмыцкая гимназия стала одной из первых площадок для изучения языка, здесь работают педагоги, ветераны педтруда, ученые, кому дорог родной язык и  как сохранить его. Сегодня можно сказать, что наши дети говорят на своем языке, наша цель обучать калмыцкому языку, традициям и истории предков, подчеркнула Е. Ченкураева: «Калмыцкая национальная гимназия является моделью школы этнокультурного развития, основанной на концепции этнопедагогизации целостного образовательного процесса академика Геннадия Волкова. Очень долгие годы научным руководителем нашей гимназии была доктор педагогических наук, профессор Очир Джогаевна Мукаева. Особое внимание уделяется, конечно, созданию языковой среды, вводится компонент предметов познавательного характера. Сегодня хочу сказать, что у нас хорошие наработки, к конференции мы подготовили сборники работ из опыта наших учителей, дидактические материалы, методические разработки уроков, мероприятий, программ, связанных с нашим языком и культурой. Гимназическое образование предлагает углубленное изучение родного языка, самобытной культуры народа, истории родного края, этнорегиональное содержание предметов познавательного характера. Расширение профильной подготовки с учетом динамики спросов на соответствующей специальности - изучение истории, культуры восточных народов. Кроме монгольского, английского в гимназии обучают и китайскому языку».

Кстати:

Концепция «Один пояс - один путь» - международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, которая будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем.

Вера МАНЖУСОВА