Сейчас не в моде слово «подвижник», а жаль! – именно этим словом следовало бы обозначить одного из наиболее выдающихся ученых современности Андрея Васильевича Бадмаева. Люди такого типа появляются в науке не часто, но, появившись, способствуют созданию в ней новых направлений, открытию и определению перспектив дальнейшего ее движения на многие годы вперед.

В науке о литературе, особенно в той ее части, которая посвящена истории калмыцкой словесности, имя Андрея Васильевича Бадмаева известно всем. Он по праву считается одним из первых исследователей литературных памятников на «ясном письме» («тодо бичг»), а его труды по истории калмыцкой литературы XVII-XX века представляют собою важный этап в развитии мирового ойратоведения и калмыковедения. Предметом его изучения стали ойратско-калмыцкие литературные памятники «Биография Зая-Пандиты», «Сказание о Дербен Ойратах» Габан Шараба и Батур Убаши Тюменя, «История калмыцких ханов», «Услаждение слуха» Боован Бадмы и многие другие малоизученные произведения.
Надо сказать, что в советские годы обращение к «дореволюционной» литературе, а стало быть, «реакционистской» или «устаревшей», каковой ее считали чиновники от власти, встречало непонимание и полное безразличие. В том еще значимей заслуга Андрея Васильевича, что он не побоялся идти вразрез с бытующим мнением, порой с боем доказывая свою правоту.
В природу человека плотно вшит ген конформизма, который настойчиво шепчет: «Не высовывайся! Будь как все!». Когда дело доходит до высказывания своего мнения, люди часто робеют, думая, что неосторожное слово может повлечь какое-то наказание или даже увольнение (еще были свежи в памяти сталинские времена). Но поколение ученых, чье становление пришлось на 60-е годы прошлого века, на наш взгляд, было преисполнено бунтарского духа. Если бы под влиянием времени и эпохи калмыцкая наука отложила изучение памятников на «ясном письме» до «лучших времен», сегодня мы имели бы дело с катастрофическими, непоправимыми последствиями…
Именно это поколение, в том числе Андрей Бадмаев, стало на защиту «ясного письма», неся новые идеи и мысли, бросая вызов чопорному «фамусовскому» обществу. В 1968 году он издает книги «Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа» и «Зая-Пандита: Списки калмыцкой рукописи «Биография Зая-Пандиты», которые были подготовлены к научной конференции, посвященной к 320-летию ойратско-калмыцкой письменности. Надо сказать, что эти события — публикация работ и конференция — произошли «благодаря» идеологической войне с «Западом». В 1968 году на базе университета Нью-Джерси в США известный монголовед Николас Поппе провел международный симпозиум, посвященный 320-летию «ясного письма». Все это и подвигло партийное руководство республики на то, чтобы и у нас отметить знаковую дату… «Для меня это было мигом счастья», — так оценит позднее свою победу над временщиками от культуры и партийными идеологами Ан. Бадмаев.
«Калмыцкая дореволюционная литература», перевод и комментарий «Алмазной сутры», сборник «Сарин герл. Памятники калмыцкой литературы. XIII-начала XX века» и многие другие работы Ан. Бадмаева не только имеют огромное научное значение, но и все эти десятилетия находят практическое применение. Давид Кугультинов, высоко оценивая «Сарин герл», писал: «Работа его имеет огромное значение. Она — не только для нас, современников, предназначена, но потомки наши по его работе будут оценивать нас. Книга подтверждает существование вечности. Без такой книги нам было бы трудно говорить о былой просвещенности калмыцкого народа».
Когда мы были студентами, он был для нас, молодых ребят, образцом учителя и знатока своего дела. Прекрасное знание материала, аналитические способности, широкий кругозор позволили Андрею Васильевичу дать не только добросовестный научный разбор литературных памятников, но и сделать его максимально доступным, интересным и живым для студентов. Позже, будучи для нас старшим коллегой и  наставником, учил достойно вести себя в любой ситуации, доброжелательно относиться к людям, стараться находить общий язык, не завидовать и не желать дурного, верить и видеть лучшее в людях. 
Если считаешь себя правым, доказывай правоту — это жизненное кредо Ан.  Бадмаева. Талантливые люди умны, потому и скромны. Андра-багши никогда не гонялся за регалиями, званиями и степенями. Но мы считаем, что своим трудом и бескорыстным служением во благо калмыцкой науки он давно и по праву заслужил звание почетного гражданина Республики Калмыкия.

Мингиян ЛИДЖИЕВ, и.о. директора Института калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ,
Евгений БЕМБЕЕВ, старший научный сотрудник КалмНЦ РАН