В 2018 году монгольский мир отметил 370-летие со дня создания «ясного письма». В наступившем 2019 году будет отмечаться 420-летие  создателя этой письменности великого ойратского просветителя Зая-пандиты Намкаджамцо (1599–1662), духовного наставника всех ойратов на веки вечные. В содержании многих докладов как именитых, так и молодых исследователей, озвученных в ходе работы двух международных конференций, проходивших в Народном университете Китая (март 2018 г., г. Пекин) и Ховдском государственном университете (сентябрь 2018 г., г. Ховд, Монголия) неизменно звучало имя известного калмыцкого ученого, заслуженного деятеля науки Республики Калмыкия Андрея Васильевича Бадмаева, который в этом году отметит свой 80-летний юбилей (1 марта).

В современной монголоведческой науке он известен как основоположник научной школы изучения старописьменной ойратской (калмыцкой) литературы. Школа создана на основе лучших традиций отечественного востоковедения, заложенных выдающимися монголоведами Г. С. Лыткиным, А. В.  Поповым, К. Ф. Голстунским, А. М. Позднеевым, О. М. Ковалевским, Н. Н. Поппе, Б. К. Пашковым, Г. И. Михайловым.
Востоковедение в России, как известно, начиналось с монголоведения, а монголоведение, в свою очередь, с калмыковедения как неотъемлемой основополагающей ее части. Исходя из этого, Б. Я. Владимирцов называл ойратский (калмыцкий) язык ключом к языкам народов Востока.
Андрей Бадмаев по праву является тем, кто бережно хранил и развивал лучшие традиции отечественного востоковедения. Неслучайно коллеги и ученики называют его «хранителем “ясного письма”». Его путь в науку начался в 60-е годы прошлого века. В те годы не было принято не только говорить, а даже упоминать о существовании калмыцкой старописьменной литературы. Несмотря на определенное сопротивление системы, Андрей Васильевич продолжал публиковать свои научные исследования. Именно в эти годы публикуются две работы Ан. Бадмаева: «Роль Зая-Пандиты в духовной культуре калмыцкого народа», «Биография Зая-Пандиты» (Списки калмыцких рукописей)», проводится международная конференция, посвященная 320-летию «ясного письма». Благодаря его гражданскому подвигу впервые громко на весь Советский Союз было объявлено о великой роли Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыков.
Продолжая славные традиции знаменитых предшественников (монголоведа Алексея Позднеева и учителя калмыцкой народной школы Шургучи Болдырева), Андра-багши составляет третью в истории калмыцкого народа хрестоматию («Сарин герл» в 1991 г.). Его книга «Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе» по сей день остается классическим изданием, отвечающим лучшим традициям отечественной академической школы. Им осуществлены комментированные переводы и издание с целого ряда памятников калмыцкой литературы, имеющих важное научное и практическое значение. Наряду с научной деятельностью Андрей Васильевич подготовил и издал ряд учебников, учебно-методических пособий и программ для средней и высшей школы республики.
Обобщающие труды, научные статьи, публичные выступления Андрея Бадмаева стали явлением калмыцкой национальной культуры и основой для дальнейшего развития лучших традиций отечественного монголоведения.

Баазр БИЧЕЕВ, ведущий научный сотрудник КалмНЦ РАН, доктор философских наук