В минувшую пятницу в Национальном музее им. Н. Пальмова открылась выставка «Хранитель традиций калмыцкой национальной культуры и искусства», посвященная творчеству театрального художника, заслуженного деятеля искусств Калм АССР (1966) Дмитрия Сычева. Выставка в Год театра и к 110-летию со дня рождения Сычева стала знаковой. Профессиональный театральный художник, он стоял не только у истоков калмыцкого театра в довоенный период, но и его возрождения после восстановления республики во второй половине XX века.

Дмитрий Сычев родился в 1909 году в Краснодаре. Закончил в 1929 году Кубанский художественно–педагогический техникум и выполнил в качестве дипломной работы декорации к спектаклю «Сказки Шехеразады». Затем был направлен для стажировки в Москву в детский театр. И далее, чтобы ввести читателей в творческую лабораторию театрального художника, приглашенного в 1936 году в советскую Калмыкию, мы приводим пространную цитату из книги Светланы Червонной «Дмитрий Сычев» (из буклета «Художники Калмыкии») с вводом ссылок «КС» на экспонаты выставки.
«Наибольшее значение для формирования Сычева как художника театра имела его работа в 30-х годах в театральной студии Всеволода Мейерхольда. На сцене этого экспериментального театра–студии он оформил ряд спектаклей (например, «Бедная невеста» А.Островского, 1936 г.), здесь же проявил себя как художник театрального костюма, умеющий найти острые, выразительные, броские решения, выявить с помощью костюма то комический, то гротескно–сатирический рисунок роли (эскизы костюмов к пьесе «Кенз байн» 1959 года – Ред.). От традиций театра Мейерхольда навсегда осталось в творчестве Сычева конструктивное отношение к сцене (схема декораций по актам к пьесе «Бумбин орн» - Ред.). Театральная декорация в его понимании – не только живописный эскиз («Б. Басангов «Чууче». У кибитки» 1937 года – Ред.), но все реальное, осуществляемое художником «построение», пространственное оформление сцены, наконец, весь тот предметный мир (живописный эскиз сцены «У Кирюхи» к спектаклю «Кенз байн» с предметами кибитки и самой кибитки – Ред.), в котором обретает свое лицо спектакль. Никогда не ограничивая свою задачу только созданием живописного или графического эскиза декораций, Сычев от начала до конца стоит каждый спектакль, учитывая конкретные возможности сцены, придавая большое значение материалу (к спектаклю «Элистинский вальс». Стройка» - Ред.), в котором воплощается замысел, стремясь к эстетической выразительности каждой детали и цельности всего цветового, колористического, конструктивного и ритмического оформления, сливающегося в синтезе искусств с музыкой, режиссурой, драматургией, артистическим мастерством (эскиз к «Цаган Сар» - Ред..
Выставка показывает также всю историю становления калмыцкого театра через экспонаты выставки. Работая с 1936 по 1937 годы главным художником калмыцкого театра, Сычев создает не только афиши, декорации, но и портретную галерею основателей театра и актеров – Эрендженова и других. Он с 1958 года с энтузиазмом работает над возрождением художественной сценографии театра. За одиннадцать лет, с 1958 по 1969 годы, на сцене появилось более тридцати спектаклей в декорациях Сычева. «К лучшим из них относится оформление спектакля «Случай, достойный удивления», великолепное по своим декоративным качествам, веселой мажорной звучности чистых красок (с преобладанием яркого красного), соответствующих духу комедии, сверкающей сочным народным юмором. Замечательной находкой в оформлении этого спектакля являются декоративные фантастические маски, созданные по мотивам традиций народного творчества» - отмечает С. Червонная. Калмыцкое народное творчество увлекло и затянуло художника, который с первых лет работы в Калмыкии начинает заниматься сбором и систематизацией материала. Особое внимание он уделяет орнаменту национального костюма, украшениям, что помогало художнику в оформлении спектаклей, в создании национальных костюмов на достоверной основе. Выставка широко представляет эти работы художника, в их научной ценности не приходится сомневаться. Исследования художника легли в основу изданных альбомов «Калмыцкое народное искусство» (1970), «Калмыцкий костюм» (1973), статей в журналах. Все это, как и живопись художника, представлено на выставке в зале и в фойе музея. Его натюрморты отражают взгляд художника, привыкшего к монохромному степному пейзажу, умеющего подчеркнуть неброскую изысканность цветов минимальным набором предметов натюрморта.
Д. Сычев после ухода на пенсию жил в Москве, но сохранял связь с Калмыкией до конца жизни. Атмосферу живого сердечного сотворчества художников того поколения передают шаржи Данильченко, плакаты-поздравления с автографами О. Кикеева, В. Ханташова, Б. Шагаева, которые остались в архиве художника после празднования 40-летия творческой деятельности Дмитрия Вячеславовича. Все это, как и книги, иллюстрации к калмыцким сказкам, раритетные издания о театре XVIII-XIX веков, письма и другие документы перешли из личного фонда заслуженного деятеля искусств Калмыкии в фонды Национального музея им. Н. Пальмова.

Зоя НАРАНОВА